Региональная общественная организация ученых

Категория: Психология

Автор: Малкина-Пых Ирина Германовна

10 января 2017

Аксиология человеческого тела: исторический обзор

О соотношении «тело—душа» писали многочисленные авторы на протяжении всей истории развития психосоматического мышления. При этом осмысление телесного определялось, прежде всего, парадигмой, в которой рассматривался человек — в холистической или дихотомической. В холистической парадигме тело человека трактуется в единой системе как равноправный с другими атрибутами элемент человеческого бытия. Дихотомическая парадигма утверждает его отдельность и охватывает целый спектр подходов - от гипертрофии соматического начала в человеке до его уничижительного противопоставления «подлинно» человеческому, духовному бытию. Само понятие «аксиология» происходит от древне-греческих слов ἀξία — ценность и λόγος — слово, учение, то есть представляет собой теорию ценностей и является разделом философии. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Таким образом, аксиология тела это осмысление человеческой телесности в контексте ценностных категорий и характеристик.
И.М.Быховская (И.М. Быховская, 2000) выделяет принципиальные позиции, каждая из которых связана с тем или иным типом «модели человека» и соответствующим ей пониманием места и значимости телесности, ее смысла и ценности:
  1. утверждение изначального телесно-духовного единства человека (принцип неразделимости, единства тела и духа, «внутреннего» и внешнего в человеке);
  2. рассмотрение человека как целостности, объединяющей различные, но связанные между собой базовые начала (принцип гармонизации через возвышение телесности);
  3. «раздвоение» человека на природную форму (телесность) и разумную, социальную или божественную сущность (принцип соматического позитивного утилитаризма);
  4. противопоставление телесного и духовного в человеке, утверждение их непримиримости при абсолютизации разумного, духовного начала (принцип аскетизма);
  5. утверждение приоритета естественного, природного, телесно-чувственного в человеке над социальным, культурным, приобретенным (принцип соматизации).
Хотя каждая из перечисленных позиций доминировала в определенные эпохи, в рамках определенных культурных пространств, однако можно говорить скорее лишь о преобладании той или иной ориентации, но не о ее полном доминировании, как это нередко делается (например, античность — это идея гармонии, средневековье — умерщвление плоти и т.д.). Известно, что наряду с доминирующей, определяющей, легитимной «версией» телесности, заданными «сверху» формами психосоматической социализации в каждой культуре существовали и существуют свои субкультуры, утверждающие нередко «неофициальное» психосоматическое сознание и практику, извлекающие из прошлого или создающие «на будущее» нетипичные для утвердившейся системы или не признаваемые ею элементы телесной культуры.
Безусловно, необходимо учитывать, что между европейскими и восточными вариантами подходов к данной проблеме существуют принципиальные различия. Мы рассматриваем, в первую очередь, историю развития европейского психосоматического мышления, его истоков, особенностей, тенденций в связи с его значимостью для понимания современных возможностей развития физической культуры личности.
В истории развития человечества выделяют несколько периодов, для каждого из которых характерна последовательная смена представлений о взаимоотношениях души и тела в соответствии с конкретными историческими и философскими традициями данной эпохи.
Статьи на тему
Новое от автора
Image

Ритмо-двигательная психокоррекция

Рассматривать личность как целое - значит рассматривать личность во всех ее аспектах (тело, психика, мышление, чувства, воображение, движение и т.д.), но это не то же самое, что рассматривать личность как сумму отдельных частей. Необходимо воспринимать личность как интегрированное функциональное единство различных аспектов целого во времени и пространстве. 

Читать далее
Image

Постоянно действующий семинар «Душа и тело: психосоматический подход»

«Тот, кто видит какое-либо различие между душой и телом, не имеет ни того, ни другого»
Оскар Уайльд

Читать далее